“Нацизм и неонацизм” в Украине: что изменилось в нарративе с 2014 года?
Автор – Анастасия Бродовская
Фото Sopa images / Lightrocket
24 февраля Владимир Путин объявил о начале «спецоперации» на Донбассе, фактически продолжил восьмилетнюю кровопролитную войну в Украине. Одной из целей полномасштабного вторжения он назвал денацификацию. Большинство россиян восприняли данную новость положительно.
Это и неудивительно. Ведь нарративы о нацистах в Украине, которые держат в страхе русскоязычное население, транслировались годами и подпитывали ненависть к мифическим «бандеровцам». В российских СМИ уже давно не говорят бойцы ВСУ или украинские военные, вместо этого употребляют «каратели», «укронацисты», «фашисты» и т.п.
Почему пропаганда сосредоточена на теме нацизма?
Третий Рейх – это откровенное и абсолютное зло с которым боролся весь мир. Но особенно чувствительная эта тема в России. «Деды воевали» стало своеобразным культом. Поэтому подконтрольные В. Путину медиа часто давят на больное. Слово «нацист» сразу создает в голове образ безжалостного убийцы. Таким образом, пропаганда маркирует оппонента: украинец = нацист = преступник. К тому же, прикрываясь необходимостью «очищения» украинского народа от неонацизма, Кремль начал полномасштабную войну.
После 24 февраля украинцы стали сплоченными как никогда. Следовательно, нарратив о «нацистах» рассчитан на внутреннюю аудиторию. На фоне глобальной «угрозы» россияне должны объединиться. Также война могла бы отвлечь хоть на время от экономических проблем внутри страны. Под эгидой борьбы с «иноагентами» в России запретили большую часть независимых, оппозиционных медиа, закрыли множество международных общественных организаций. Быстрая победа в Украине должна была немного усмирить граждан. Но на деле, “взятие Киева за 3 дня” превратилось в более 40 тысяч погибших русских солдат и многочисленные санкции, которые наложили на страну.
Впрочем, несмотря на огромные потери, россияне до сих пор продолжают массово ехать в Украину, чтобы “спасти народ от нацистов”. За восемь лет упорного труда В. Соловьев, О. Скабеева и другие дезинформаторы всё-таки добились своего. Ведь по результатам социологического опроса 88% населения россии уверены, что в Украине есть организации, исповедующие идеологию нацизма.
Откуда взялись нацисты в Украине?
Впервые заявления о неонацистских группировках появились в российских СМИ еще в 2013 году. До аннексии Крыма остается еще год. Псевдоэксперты внимательно следят за происходящим на Евромайдане. Пропагандистское издание «Газета.ru» пишет, что националисты активно участвуют в протестах. Однако автор сразу добавляет, что избиратели партии «Свобода», которых позже российские манипуляторы назовут «нациками», составляют лишь 20-25% от общего числа митингующих. В публикации журналист также отмечает, что к радикальному способу разрешения конфликта готовы прибегнуть лишь 10-15% респондентов.
В дальнейшем «Революция достоинства» набирает обороты: «Беркут» расстреливает протестующих, президент Виктор Янукович убегает из страны. В это непростое для украинцев время В. Путин решает действовать. Происходит аннексия АР Крым, оккупация части Луганской и Донецкой областей. Пропагандистская машина начинает работать еще эффективнее и создает все больше дезинформации.
Так, чтобы скрыть собственные преступления, Кремль придумывает «альтернативную» историю. Далее несколько самых распространенных фейков роспропаганды:
- «в результате переворота на Майдане к власти пришли нацисты». Это утверждение содержит манипуляцию в самой формулировке. Так как, переворот предполагает насильственный захват власти, в котором участвует небольшая группа людей. Митинги на Майдане Независимости, во-первых, были многочисленными, протестующие выходили и в Киеве, и в Харькове, и во Львове. Во-вторых, участники не планировали устранять власть. Активисты требовали, чтобы действующий президент Виктор Янукович не отказывался от проевропейского курса государства.
Впрочем, правоохранители попытались силой разогнать людей. В результате кровавого противостояния погибло большое количество активистов, В. Янукович сбежал в Ростов. По результатам внеочередных выборов пост президента Украины занял Петр Порошенко.
Что же касается участия радикальных группировок в событиях Евромайдана? Согласно закону, нацистские и коммунистические формирования, а также их символика запрещены на территории Украины. Однако утверждение, что людей, которые поддерживают неонацистскую идеологию вообще нет – ложь. Экстремистские группы есть во многих странах мира, Украина – не исключение. В тоже время, специалисты, изучающие тему неонацизма, отмечают, что правые политические партии не пользуются широкой поддержкой среди украинцев.
- В 2014 году новости о киевской хунте, карателях и нацистах стали неотъемлемой частью информационной повестки дня в России. Пропагандисты пытались навесить ярлыки на украинцев в кратчайшие сроки. Поэтому не гнушались любыми методами, придумывая самые странные басни.
Так, на блог-платформе LiveJornal появилось сообщение Русского общевоинского союза. Кроме многочисленных манипуляций в самом тексте, авторы добавили к публикации фото мальчика, рисующего свастику на асфальте. Под изображением размещена краткая подпись: «Львов 2014». Это базовый пример положительного утверждения. Информация о нацистах в Украине отвечает представлениям большинства читателей этого блога, поэтому не вызывает никаких сомнений.
Воспользовавшись поиском в Яндекс.Изображениях мы выяснили, что впервые эту фотографию опубликовал пользователь под ником BlackBomb в Твиттере в августе 2014 года. На этот раз подпись под фото была еще более лаконична: «Черновцы». В дальнейшем кремлевские боты и медиа будут распространять эту фотографию в 2016, 2017 и даже 2021 годах, меняя при этом лишь название города.
Примечательно, что пользователь BlackBomb был активным пользователем соцсети до 2017 года. Далее последовала пятилетняя пауза и триумфальное возвращение в мае 2022 года. Первое сообщение за это долгое время было посвящено поддержке В. Путина и его “спецоперации” в Украине. Не странно ли? Так что нет ни одного обоснованного подтверждения, что на фото именно украинский ребёнок.
- “Донбасс объявил о независимости, чтобы не подчиняться фашистскому режиму”. Этот нарратив был создан, чтобы оправдать вторжение на восток Украины. Однако он не имеет ничего общего с реальностью. Ведь жители Донецкой и Луганской областей тоже выходили на митинги в поддержку евроинтеграции. Но уже в марте 2014 года местные сепаратисты при поддержке российских военнослужащих захватили органы местного самоуправления. Боевики инициировали создание так называемых “Д/ЛНР”. После этого Украина объявила о начале антитеррористической операции.
Бывший полковник ФСБ Игорь Гирькин позже признавался, что принимал непосредственное участие в аннексии Крыма и оккупации восточных областей Украины. Таким образом именно вмешательство Кремля, а не «нацистский режим» привело к захвату Донбасса. В подобных новостях пропагандисты, конечно, упускают такие подробности, предоставляя информацию в выгодном для себя свете.
Как эволюционировал фейк?
В 2016-2020 годах медиа отрабатывают новую методичку Кремля. Их задача – сформировать «правильную» картину мира для миллионов россиян. В этот период СМИ публикуют статьи с красноречивыми заголовками «Фашизм в Украине не должен пройти», «Украина оказалась во власти последователей бандеровцев» и т.п. В этих текстах «карманные» журналисты и псевдоисторики пытаются обосновать агрессию России и окончательно утвердить в обществе мнение о страшных неонацистах в Украине.
Так, автором статьи “Нацификация Украины” является депутат Государственной Думы Анатолий Вассерман, известный своими украинофобскими высказываниями. Чтобы доказать наличие нацистов в Украине, политик прибегает к многочисленным пропагандистским приемам. В частности, Вассерман в качестве доказательства своей позиции приводит аргумент о пожаре в Доме профсоюзов в Одессе. На этой теме очень любят спекулировать российские СМИ. Так что разберемся подробнее в событиях 2 мая.
В 2014 году одесские и харьковские футбольные болельщики организовали патриотическое шествие «За единую Украину». В этот же день участники «Антимайдана», возглавляемые Сергеем Долженковым и Евгением Мефедовым (гражданин РФ), решили провести свою акцию. Активисты обеих групп договорились, что не будут вмешиваться в мирные мероприятия друг друга. Впрочем, пророссийски настроенные граждане нарушили обещание, начались беспорядки. Противостояние сначала происходило на Куликовом поле, позже митингующие переместились в Дом профсоюзов. Участники применяли «коктейли молотова», в результате чего произошло возгорание здания. В результате пожара 48 человек погибли, более 200 получили травмы.
Следователи установили, что бывший начальник областного управления МВД Петр Луцюк принял не достаточно мер, чтобы предотвратить трагедию. Сейчас досудебное расследование продолжается, трое обвиняемых уже получили приговоры, 19 участников суд оправдал.
Поэтому слова о «нацистах, которые сожгли заживо митингующих в Одессе» – манипуляция. Вассерман не приводит никаких доказательств или результатов экспертиз. Он играет на чувствах читателей, пытаясь вызвать страх и ненависть к проукраински настроенным гражданам.
Более того, в конце автор обвиняет оппонентов в отсутствии свободы слова. В то время как в России по состоянию на 2017 год (время написания статьи А. Вассерманом), Роскомнадзор блокировал сайты политических оппонентов В. Путина.
Насколько изменился нарратив после 24 февраля?
Заявления о необходимости войны стали отчетливо звучать в материалах российских СМИ еще задолго до вторжения. Так, в апреле 2021 года, на сайте пропагандистского издания Vesti.ru появилась статья под названием «Киевские власти уверенно идут к нацизму». В публикации «журналисты» манипулируют общественным мнением, используя прием догматизации. Нацизм в Украине преподносится как нечто обыденное и давно доказанное. При этом насыщенная, эмоциональная лексика апеллирует к чувствам реципиентов. Вывод из прочитанного напрашивается сам собой: в Украине у власти изверги, их нужно наказать. К тому же в конце статьи кремлевские прихвостни подытоживают: Украину ждет принудительная денацификация. То есть манипуляторы уже тогда готовили население России к войне. Апогеем данной информационной атаки стала речь В. Путина 24 февраля.
Журналист The New York Times выяснил, что в первый день полномасштабного вторжения количество статей об «украинских нацистах» в российских СМИ выросло в десятки раз. Теперь риторика пропагандистов резко изменилась. В предыдущие годы в российском медиапространстве преобладало мнение, что нацистские группировки – это лишь отдельная, небольшая часть общества. Однако после активного сопротивления украинцев этот нарратив потерял свою актуальность. Поэтому “говорящие головы” констатировали, что «в Украине чуть ли не каждый гражданин – нацист, соответственно их всех нужно уничтожить».
Секрет успеха путинской пропаганды кроется в повторении одних и тех же нарративов по кругу. Кстати, именно так возник знаменитый нарратив о «где вы были, когда бомбили Донбасс». Это яркий пример whateaboutизма. Таким образом, пропагандисты отвергают свою причастность к оккупации Донецкой и Луганской областей, при этом обвиняя украинцев.