Сербия раздора? Полуправда: Сербия выступает против НАТО и ЕС и поддерживает Россию

В сотрудничестве с Azbuka Media BY

Пока на военных фронтах идёт сражение за Украину, дипломатический фронт привлекает аналитиков вопросом: в чью же сторону повернётся Сербия? Страна, выбравшая внешнеполитическую модель, схожую с белорусской до 2020 г. (многовекторная внешняя политика и попытка поддерживать отношения одновременно с Россией, Китаем и Западом), пытается усидеть на двух стульях. Но это устраивает далеко не всех. И Россия, и Запад пытаются склонить Белград к окончательному выбору. Иногда используя весьма нечистые на руку пиар- и медиатехнологии. Профессор МГИМО, доктор политических наук Елена Пономарева в серии одиозных высказываний начала июня прошлась и по этому вопросу, назвав Сербию «главным партизаном в тылу НАТО» (Пономарева: Сербия – главный партизан в тылу НАТО // БелТА). Проверим?

Отношения Сербии с ЕС и НАТО

Сербию и западный блок (здесь мы подразумеваем и НАТО, и Европейский союз) связывают очень неоднозначные отношения. Сербия ещё с начала 2000-х гг. не скрывает своё стремление стать частью Европейского союза. И в 2012 году Сербия получила официальный статус кандидата на вступление в ЕС. Европейский союз, правда, не очень доволен политическим климатом в Сербии. Неоднократно европейские функционеры отмечали, что Белград движется в сторону авторитаризма, свобода слова в стране ущемляется (Serbia at risk of authoritarianism? // Briefing of European parliament), да и националистическое правительство не вызывает у Брюсселя восторга.

Что же касается НАТО, то интеграция по этой линии проходила в Сербии параллельно. В 2006 году страна заключила с НАТО договор о военном сотрудничестве. В 2014 году Сербия подписала секретное соглашение с НАТО, Status of Forces Agreement, и теперь, не будучи членом Североатлантического Альянса, Сербия фактически взяла на себя обязательства, во многом эквивалентные тем, которые имеют полноправные члены НАТО.

Но всё не так безоблачно. Сербы хорошо помнят бомбардировку своей территории силами Альянса в 1999 г. и на этом до сих пор спекулируют националисты. К таковым в полной мере относится и правящая партия Президента Сербии Александра Вучича – Сербская прогрессивная партия.

Главным камнем преткновения для сербов является вопрос Косово. И тем более данный вопрос важен для сербских националистов, к которым, как мы определили, относится и Сербская прогрессивная партия. Бывший сербский автономный край, Косово, после продолжительной гражданской войны и менее продолжительного управления администрацией ООН объявил о своей независимости в 2008 г. Предсказуемо это спровоцировало возмущение официального Белграда, ещё более распалённое масштабным признанием данного шага со стороны большинства западных государств. На 14 июня 2022 г. Косово признают 98 стран ООН, в т.ч. Франция, Великобритания, США, ФРГ и пр. Таким образом, Белград находится в плену диаметрально противоположных желаний: с одной стороны, Сербия, даже руководимая националистами, хочет попасть в состав Европейского союза, с другой – не хочет признавать независимость Косово. А это периодически фигурирует в требованиях дальнейшей евроинтеграции. Например, 4 сентября 2012 г. председатель Европейского парламента Мартин Шульц так обозначил европейские перспективы Сербии и Косово:

«Перед Сербией и Косово в качестве условия для вступления в ЕС должен быть поставлен вопрос о взаимном признании» (Глава Европарламента: Сербия должна признать Косово до вступления в ЕС // РИА-Новости).

Хотя Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон затем отрицала обязательность подобного шага со стороны Белграда, у того беспокойство не исчезло.

А что же Россия?

Отношения Сербии и России можно назвать более прямолинейными. Исторически Россия была защитником балканских народов и с Сербией её связывают практически два века сотрудничества и поддержки. Российские инвестиции активно осваивают сербскую экономику, а российская военная техника – сербскую армию (Сербия получит новейшее вооружение из России // РИА Новости). У сербов свежи воспоминания заступничества российской дипломатии за Белград в 1990-е гг. Это и легендарный «разворот над Атлантикой» самолёта российского премьера Евгения Примакова, и жёсткая позиция Кремля после начала НАТОвских бомбардировок Югославии в 1999 г., и блокирование западных инициатив на уровне ООН. И конечно же непризнание независимости Косово вместе с другим видным сербским союзником, Китаем.

С годами тёплые отношения Белграда и Москвы, кажется, совсем не охладели. Сербская прогрессивная партия 18 марта 2019 года подписала совместное заявление об укреплении стратегического партнёрства между СПП и «Единой Россией», а также о развитии «традиционной дружбы между народами Сербии и России». Год для наращивания российско-сербских отношений был выбран неспроста. Российская дипломатия выгодно спекулировала на грустном юбилее для сербов, 20-летии «агрессии НАТО… которая нанесла первый сокрушительный удар по системе безопасности и сотрудничества в Европе, вытекающей из Хельсинкского Заключительного акта 1975 г» (POTPISANA ZAJEDNIČKA IZJAVA: Produbiti strateško partnerstvo Srpske napredne stranke i Jedinstvene Rusije // Kurir.rs).

Фото Tanjug, Sava Radovanovich

Слова сопровождались делом. В 2019 г. Россия и Сербия провели совместные военные учения «Славянский щит – 2019», в ходе которых на территорию балканской республики были доставлены новейшие российские ракетные комплексы С-400 и «Панцирь-С». Евроатлантический Альянс «с уважением» отнёсся к подобным действиям своего ненадёжного союзника (НАТО «уважает» решение Сербии провести учения с Россией // Voice of America). 

Украина расставит всё по своим местам?

Казалось бы, должна. Но и здесь Сербия проявила чудеса изворотливости, сумев отгородиться от принятия категоричных решений. Далекий от объективности российский ресурс EADaily 24 февраля 2022 г. снабдил сербского президента резким высказыванием в адрес лицемерности и двуличности западных политических стандартов. Якобы сербский лидер подчеркнул, что те, кто сегодня «преисполнен уважения к международному праву и международно признанным границам, молчали в 1999 году, когда натовская авиация бомбила Белград» («Молчали, когда бомбили Белград»: Вучич обвинил мировое сообщество в лицемерии // EADaily). Мы не нашли подтверждения подобным словам Александра Вучича и поэтому можем отнести их к фейку от EADaily или ситуации, вырванной из контекста. 

На фоне первых дней сражения за Украину, таким образом, осталось в тени сражение двух дипломатий за сербскую лояльность. Оно также было очень горячим. Прижатый к стене необходимостью реагировать на серьёзный вызов и балансировать между Востоком и Западом, Совет безопасности Сербии 25 февраля 2022 г. всё же озвучил свой вердикт, состоящий из нескольких тезисов, в т.ч.

1. Сербия искренне сожалеет о событиях на востоке Европы, потому что и Россия, и Украина дружественные государства.

2. Сербия уважает территориальную целостность и независимость государств как основной принцип.

5. Сербия полностью поддерживает территориальную целостность Украины.

6. Республика Сербия считает совершенно неправильным нарушать территориальную целостность любого государства, в том числе и Украины.

8. Сербия будет руководствоваться исключительно своими интересами при рассмотрении санкций против любого государства включая Россию. Она считает, что введение санкций против какого-либо государства не в её интересах (Vučić: Full support for the territorial integrity of Ukraine // B92.net).

Здравой, как видно из строк, политики Белграда сторонам оказалось мало и Сербию продолжали тянуть в разные стороны. Запад – открытыми обвинениями в лояльности России. Как это сделал бывший посол Соединенных Штатов Америки в Косово Филип Коснетт, написавший 27 февраля 2022 г. в Твиттере, что «Сербский Вучич предпочёл Путина Западу».

Принт-скрин Philip Kosnett Twitter account

Или депутат Европейского парламента Владимир Бильчик:

«Нападение Путина на Украину является переломным моментом и для Западных Балкан. Поэтому все должны понимать, что решение Сербии не присоединяться к санкциям ЕС является определяющим внешнеполитическим решением для гораздо более широких отношений между ЕС и Сербией».

Принт-скрин Vladimir Bilcik Twitter account

Россия же предпочла просто манипулировать высказываниями сербских политиков, извращая их себе на пользу. Так, из всего спича министра иностранных дел Сербии Николы Селаковича 13 июня 2022 г…

«Сербия с первого дня украинского кризиса заняла ясную позицию и осудила действия России в отношении Украины, заявила, что крепко придерживается соблюдения основного принципа международного права и отношений, а именно — соблюдения территориальной целостности и суверенитета всех международно признанных стран — членов ООН… Но не надо ожидать, что Сербия будет действовать против того, кто уважает ее территориальную целостность, кто в системе ООН защищает ее от нападок на эту территориальную целостность и суверенитет» (МИД Сербии заявил, что Белград не пойдет против Москвы // РИА Новости).

…РИА Новости вынесло в заголовок додуманное за министра высказывание, что «Белград не пойдёт против Москвы». При том, что неоднократно на разных уровнях Сербия всё же отрицательно отзывалась о начатой Россией войне.

Справедливости ради отметим, что и украинские СМИ периодически ходят по пути, проторённому кремлевскими медиа. Так, издание «Украинская правда» 7 мая 2022 г. выступило с неожиданным для сербской дипломатии заявлением –  Сербия окончательно выбрала западный путь – Вучич // Украинская правда. А поводом послужили всего лишь очередные витиеватые заявления Александра Вучича, пытающегося проводить многовекторную внешнюю политику в непростых обстоятельствах:

«Мое послание сегодня состоит в том, что Сербия на европейском пути, что она будет идти дальше на этом пути и что она будет бороться за место Сербии в семье европейских народов… (но при этом Сербия) не потопчет и не погасит свою дружбу на Востоке».

Как видим, Сербия, несмотря на старания как России, так и Запада, упорно следует своему внешнеполитическому курсу балансирования между двумя центрами силы. В этом смысле невозможно объявить страну полностью лояльной ни одному из лагерей.

Вывод: полуправда. Сербия действительно не может быть названа полностью лояльной НАТО или Европейскому союзу. Это обусловлено внешнеполитической концепцией правящей Сербской прогрессивной партии «моста между Востоком и Западом», а также глубокими историческими, политическими и дипломатическими связями Сербии и России. Но декларировать оппозицию Белграда Вашингтону и Брюсселю также неверно, ведь Сербия неоднократно и на разных уровнях продолжает заявлять о своих евроатлантических намерениях и делать конкретные шаги на этом пути.