Фейки об иностранцах в рядах ВСУ
Тема иностранных добровольцев, воюющих на стороне Украины, популярна у российских пропагандистов. Правда, она всплывает в медиа, как правило, ситуативно: во время суда над пленными иностранными добровольцами в ДНР, после того как кто-то из иностранцев попал в плен или погиб, и даже после выхода публикации в иностранном СМИ.
Пропагандисты стремятся создать образ необразованных головорезов, ненавидящих русских нацистов. Это поддерживает тезис о якобы антинацистской миссии «спецоперации», должно возвысить собственную армию в глазах граждан России. Рассказывая, что добровольцы струсили, пропаганда старается деморализовать самих иностранцев, украинских военнослужащих и мирных жителей. Называя добровольцев наемниками, пропаганда пытается отвлечь внимание Запада от преступлений, которые совершает Россия. Это якобы должно оправдать жестокость и противоправные действия России в отношении добровольцев (как суд в ДНР и смертный приговор). Негативный и маргинальный образ иностранных добровольцев символизирует в риторике пропаганды коллективный Запад, против которого якобы воюет Россия в Украине.
Разбираем основные фейки российской пропаганды об иностранных добровольцах.
Фейк: в Украине воюют наемники
Российская пропаганда настойчиво называет иностранцев, приехавших в Украину воевать на ее стороне, именно так. Этот тезис якобы оправдывает другие утверждения: что такие пленные не подлежал обмену, их можно судить и даже казнить.
Здесь российская пропаганда прибегает к откровенной лжи.
На сайте Правительственного портала опубликовано заявление МИД Украины по поводу статуса иностранцев:
«Всі іноземні громадяни та особи без громадянства, які беруть участь у бойових діях на території України у складі Збройних Силах України, прийняті у добровільному порядку на військову службу за контрактом згідно з Законом України «Про військовий обов’язок і військову службу» 1992 року».
Иностранцы, желающие воевать на стороне Украины, приезжают в страну лишь после того, как обратятся в посольство Украины у себя на родине, пройдут собеседование у атташе по вопросам обороны и оформят заявку на призыв в Вооруженные силы Украины на добровольную военную службу по контракту. Прибыв на сборный пункт в Украине, иностранец подписывает контракт и присоединяется к Интернациональному легиону обороны Украины.
Таким образом на всех иностранных военнослужащих в рядах ВСУ распространяется действие Женевский конвенций. А такие военнослужащие имеют статус комбатантов: «Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала, о котором говорится в статье 33 Третьей конвенции), являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях» (Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов. Принят 8 июня 1977 года). Соответственно, при попадании в плен иностранные добровольцы попадают под защиту Третьей женевской конвенции.
Каковы, по Женевской конвенции, основные отличия комбатантов от наемников? Кроме того что наемник не входит в личный состав вооруженных сил воюющей страны, он специально завербован для участия в вооруженном конфликте. Ключевая мотивация наемника – деньги (либо иная личная выгода). Согласно Женевским конвенциям, наемники участвуют в вооруженном конфликте незаконно. Однако это не дает стороне конфликта права на пытки либо жестокое обращение с ними в случае плена.
Российская пропаганда как доказательство наемничества часто называет тот факт, что иностранные добровольцы получают за свою службу деньги. Все верно, они подписали контракт и служат в рядах ВСУ, соответственно, имеют право на точно такие же выплаты, как и украинские военнослужащие.
При этом Россия сама пользуется услугами частных военных компаний. Последние свидетельства об этом можно почитать, например, здесь.
Фейк: иностранцы, воюющие на стороне Украины, имеют преступное прошлое, неонацисты, русофобы и маргиналы.
Российская пропаганда использует откровенно уничижительные, ярко эмоционально окрашенные, иногда нелитературные слова, когда пишет как об украинских военнослужащих, так и об иностранцах, воюющих на стороне Украины: «недоумки», «головорезы», «лицо интеллектом явно не испорчено» и другие. Иногда Иностранный легион берется в кавычки, это делается также чтобы унизить, обесценить. Встретилась даже язвительная фраза, которая намекает, что иностранные военные просто не люди: «Может, и вчерашние наемники, заглянув в глаза смерти, людьми станут?..»
Еще примеры:
«Они были взяты в плен в Мариуполе с оружием в руках. И руки эти в крови наших солдат по самые плечи. <…> Все факты против этих головорезов были налицо».
Однако никаких фактов в тексте не приводится.
«О том, кто служит в Иностранном легионе добровольцев сообщила бывший замминистра информационной политики Татьяна Попова в интервью близкому к Офису президента Украины политтехнологу Владимиру Петрову. «Там реально убийцы. Я просто видела таких убийц. Видно по глазам, что эти люди делают», — рассказала Попова».
Кого именно убили эти люди? Какой суд признал из убийцами? Что именно видела Попова? Нет ответа.
«По статистическим данным о количестве иностранных наемников в рядах ВСУ можно судить об уровне русофобии в разных регионах планеты».
Такие слова как «головорез», а также прямые обвинения в убийствах предполагают, что человек совершил тяжелое преступление, об этом факте известно, он доказан, человек был осужден за него. Однако в том же Законе Украины «О воинской обязанности и военной службе» есть глава 3, в которой указано, что на военную службу по контракту принимаются ранее не судимые иностранцы, которые находятся на территории Украины на законных основаниях.
Касательно обвинения в нацистских воззрениях иностранцев. Довольно сложно представить, что иностранцы с такими взглядами отправятся воевать на стороне страны, где официально запрещена нацистская идеология. Где, по данным Всеукраинской переписи населения (проходила в 2001 году), в стране живут представители свыше 130 национальностей и народностей, на законодательном уровне гарантируется «гражданам республики независимо от их национального происхождения равные политические, социальные, экономические и культурные права и свободы, поддерживает разбитие национального самосознания и самовыражения». Где прямо сейчас ведется дискуссия о легализации однополых браков – соответствующая петиция к президенту набрала 25 тысяч голосов.
В многих странах есть люди, которые придерживаются радикальных правых взглядов, однако это небольшая группа, которая в обществе считается скорее маргинальной. Нет оснований утверждать, что такие люди массово отправились в Украину воевать против России.
Также предлагаю обратить внимание на комментарии самих добровольцев. Когда они описывают свои мотивы, там нет русофобии или национальной ненависти. Комментарии этих людей также опровергают слова пропаганды об их интеллектуальной ограниченности.
«Мужчинам в Европе сейчас стоит прекратить говорить, что это не их проблема. А скорее пытаться защитить украинских женщин и детей», – говорит польский доброволец Михаил корреспонденту DW.
«Я сражаюсь за демократию, потому что она драгоценна. И один человек не может лишить ее целую страну», – говорит один из добровольцев каналу «Настоящее время».
«2022 год. Почему мы вообще воюем? Почему мы не можем сесть за стол переговоров и договориться, а не воевать? Я имею в виду мы все. Человечеству уже столько лет, на дворе же не 1400-й год. Учитывая, какие у нас технологии и образование, мы просто обязаны быть прогрессивными»,
– говорит ветеран армии США Мэтью Паркер «Голосу Америки».
Отдельной темой в этом нарративе стало обращение с пленными.
Манипуляция: военные из Грузинского легиона пытали и убили российского военного.
Речь о кадрах, которые появились в сети 30 марта 2022 года. На видео трое человек лежат без движения, четвертый шевелится и хрипит. Затем его убивают выстрелом. Видео размыто. Судить о том, что лежащие на земле – именно русские военные, можно по словам за кадром, символу «V» на технике рядом и белым повязкам у двух человек.
Российская пропаганда сразу же обвинила добровольцев Грузинского легиона в пытках и убийстве. Такие утверждения прослеживались вплоть до сообщения о том, что бойцы Грузинского легиона якобы были уничтожены 26 июня под Лисичанском:
«В рядах данного бандформирования воюют преимущественно уголовники. Уничтоженные грузинские боевики причастны к зверским истязаниям и убийствам российских военнослужащих под Киевом в марте этого года. Минобороны России обладает информацией по каждому наемнику, причастному к издевательствам и убийствам наших военнослужащих. Мы их нашли и покарали»,
— подчеркнул официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков».
Фейк о потерях грузинских добровольцев под Лисичанском уже опровергался здесь.
Что же касается упомянутого видео убийства – причастность к нему иностранных добровольцев в данный момент не доказана. К сожалению, до сих пор известно мало деталей произошедшего. Поэтому безапелляционные обвинения российской пропаганды правомерно считать манипуляцией, где выпячиваются одни детали и не учитываются другие. Предлагаем прочесть расследование ВВС об этом видео.
Нужно сказать, что российская пропаганда почему-то реже обвиняет в зверствах и преступлениях иностранных военных в Украине, нежели непосредственно украинских военнослужащих. Однако, как видим, иногда достается и им. Как, например, слова экс-руководителя израильской службы «Натив», которая помогала с репатриацией в Израиль из СССР, Якова Кедми (с 2014 года активно продвигает антиукраинский нарративы) для Рolitexpert.net: «Однако миру пора предоставить наглядные доказательства пребывания наемников на Украине и их зверств».
Ни одного примера зверств в тексте нет. Любопытно, что эти слова появились на сайте за 5 дней до обнародования видео с пытками и убийством, о котором говорилось выше.
Похоже на то, что показать российским пропагандистам нечего. Поэтому еще один из методов российской пропаганды рассказать о «зверствах» иностранцев в рядах ВСУ – заставить заявить об этом военнопленных.
«Когда я приехал на Украину, я понял, что это настоящий ад. Я познакомился со многими иностранными наемниками, имевшими боевой опыт во всех уголках света. Ради денег они готовы выполнять любые приказы. Они плохие люди и садисты. Они идут на войну не только ради денег, но и потому, что получают удовольствие»,
— рассказал Эндрю Хилл».
Пропагандисты предполагают, что слова человека «с той стороны» должны звучать убедительно. Однако на видео Эндрю Хилл говорит так, словно зачитывает текст. Джамп-кат видео говорит о том, что оно смонтировано из разных кусков, неизвестно, что было вырезано. Явно заметно нервное состояние пленного, он неглубоко дышит.
В принципе нельзя доверять словам пленного, тем более после многих свидетельств пыток и жестокого обращения в российском плену. Одно из них можно прочесть здесь.
Фейк: боевой дух иностранных военных падает, они бегут из Украины.
Один из методов российской пропаганды заявить об этом – снова интервью пленных, которым верить категорически нельзя.
Еще один способ – цитирование иностранных СМИ со смещением акцентов, пропуском деталей, которые говорят не в пользу России. И, естественно, без гиперссылок на первоисточники.
«Иностранные военные признались, что ехали для участия в военном конфликте на Украине, воспринимая поездку как рядовую командировку, однако спустя несколько месяцев бегут к лесополосе, едва начинаются обстрелы», – пишет Rg.ru.
В оригинальном тексте NBC нет восприятия поездки в Украину как командировки. Также в русском тексте крайне извращено описание того, как ведут себя добровольцы под обстрелами. Акцент в пропагандистской версии сделан на огромных потерях, потере боевого духа, жалобах на ошибки командования. Из текста вырваны такие цитаты, чтобы сложилось впечатление, что добровольцы напуганы и растеряны.
Герои материала NBC действительно смело критикуют командование, приводя конкретные факты, говоря об ошибках, признаются, что потери подрывают боевой дух. Это первая часть текста. Есть и вторая, из которой российская пропаганда не взяла ни слова. О том, как украинское командование исправляет ошибки, как меняют ход войны поставки оружия с Запада, как чтут память убитых товарищей. В финале текста один из героев говорит журналисту, что планирует вернуться в Украину, на фронт.
Панических или упаднических настроений в тексте NBC не чувствуется. Материал носит явный антивоенный характер с четким посылом, что помогать в этой войне нужно Украине.
Также российская пропаганда апеллирует к тому, что иностранные добровольцы покидают Украину и возвращаются домой. Это считается доказательством тезиса «бегут». Однако Закон «О воинской обязанности и военной службе» дает военнослужащим иностранцам право расторгнуть контракт с ВСУ по собственному желанию.
Как украинские медиа могут противостоять данным нарративам российской пропаганды?
Больше информации о добровольцах, причем из первых уст. Смелее говорить об ошибках, не только о героическом. С поправкой: насколько это возможно во время войны. Честность и открытость вызывает доверие.
Не нагнетать. Нет смысла давать потоком однообразные публикации (например, о суде над военнопленными), если в них нет новой информации или экспертной оценки. За информационным шумом аудитория может пропустить что-то действительно важное.
Не публиковать неподтвержденную информацию. А если она была распространена в других каналах и невозможно не отреагировать на ее появление? Стоит четко дать понять, что информация пока не подтверждена, и указать, что предпринято, чтобы выяснить, правда это или нет. Стоит пометить новость специальным хештегом, чтобы читатели могли после отследить подтверждение или опровержение сказанного.
Не цитировать российских чиновников и пропагандистов без опровержения фейков и манипуляций, если они содержатся в их высказываниях. Не позволять российской пропаганде задавать информационную повестку.