Фейк. Российские войска покинули остров Змеиный как акт “доброй воли”
30 июня и украинская, и российская сторона заявили, что вооруженные силы РФ покинули остров Змеиный, борьба за который шла всё время с начала войны.
Оперативное командование «Юг» ВСУ сообщило на своей странице в Facebook, что после очередных огневых ударов ракетными и артиллерийскими подразделениями «противник поспешно эвакуировал остатки гарнизона двумя скоростными катерами, и, вероятно, покинул остров». В сообщении указывалось, что на Змеином продолжаются пожары и звучат взрывы.
Через некоторое время освобождение Змеиного подтвердил глава офиса президента Украины Андрей Ермак:
«На Змеином россиян больше нет. ВСУ провели отличную операцию. Все будет Украина».
Российское Министерство обороны в свою очередь опубликовало сообщение, где было сказано, что «30 июня в качестве шага доброй воли Вооруженные силы Российской Федерации завершили выполнение поставленных задач на острове Змеиный и вывели находившийся там гарнизон». В ведомстве заявили, что тем самым мировому сообществу продемонстрировали, что «Россия не препятствует усилиям ООН для организации гуманитарного коридора по вывозу сельскохозяйственной продукции с территории Украины».
С чего всё начиналось?
Остров Змеиный — совсем маленький клочок суши площадью в 0,2 квадратных километра (размеры — примерно 400 на 500 метров). Расположен он в северо-западной части акватории Черного моря, ближайшая суша — Одесская область Украины и территория Румынии в 35−40 километров, ближайший крупный город — Одесса в 140 километрах. До 2022 года никаких боёв за остров не велось.
Однако 24 февраля нынешнего года всё изменилось. В первый же день российского вторжения к островку подошел флагман Черноморского флота, ракетный крейсер «Москва», а с ним патрульный корабль «Василий Быков». К вечеру 24 февраля Государственная пограничная служба Украины сообщила, что остров взят российскими войсками после морской и воздушной бомбардировки.
До начала мая 2022 года российская сторона перебросила к Змеиному некоторое количество судов и поставила на острове системы ПВО. Уже 3 мая ВСУ уничтожили несколько патрульных катеров «Раптор» с помощью беспилотников «Байрактар» и «Серна». Также уничтожению подверглись зенитно-ракетные комплексы “Тор” и несколько зенитных установок и другие объекты.
Крупных атак и обстрелов Змеиного ВСУ в мае больше не было, но российская сторона продолжала укреплять оборону острова. 17 июня очередная попытка российских моряков доставить на остров подкрепления провалилась: буксир Черноморского флота «Василий Бех» был поражён противокорабельными ракетами Harpoon и затонул. Известно, что он перевозил личный состав, боеприпасы, а на палубе корабля стоял ЗРК «Тор».
Стратегия и ложь
Остров Змеиный имеет некоторое стратегическое значение. По словам начальника Главного управления разведки Минобороны Украины, генерал-майора Кирилла Буданова, остров важен и с военной, и с экономической точки зрения.
«Тот, кто контролирует остров, может в любой момент заблокировать движение гражданских судов по всем направлениям на юг Украины… Остров Змеиный — это территория Украины, и мы будем бороться за нее столько, сколько нам понадобится. Это стратегически важная точка, чтобы открыть торговые морские пути, завозить нам оружие и исключить любые возможные военные действия россии на территории „ПМР“, с которой они могут атаковать западную часть Украины», — сказал он.
Военный эксперт Олег Жданов обратил внимание на важность Змеиного как удобного места для размещения ПВО. По его словам, после потопления крейсера «Москва» Россия могла попытаться установить системы противовоздушной обороны дальнего радиуса действия на острове и таким образом контролировать воздушное пространство над юго-западом Украины.
Действительно, несмотря на огромное численное превосходство российского флота над украинским с системами ПВО на кораблях Черноморского флота России дела обстоят не очень. Программы перевооружения на новые системы вроде ЗРК «Полимент-Редут» так и не были реалзованы. По сути, единственным серьезным кораблем противовоздушной обороны во флоте был погибший ракетный крейсер «Москва» с его комплексом С-300Ф дальнего радиуса действия.
В попытках получить хоть какую-то ПВО российские военные стали импровизировать, устанавливая ЗРК на палубы небольших судов. Такая импровизация лучше, чем ничего, но и «Тор» и «Панцирь» — системы ближнего радиуса действия, далеко не ровня С-300Ф. И вариант расположить на единственном в этом районе клочке суши ЗРК вроде С-400 и соответствующим образом его прикрыть выглядел вполне перспективно — тем более, что такие комплексы закрывали бы небо и над ближайшими странами НАТО (Румынией и Болгарией) на случай эскалации конфликта.
Перспективной идея оставалась ровно до того момента, как Украина начала получать дальнобойные высокоточные системы залпового огня и ствольную артиллерию. Змеиный находится на расстоянии всего около 40 километров от ближайших украинских территорий. На момент начала боевых действий ВСУ почти не имели более-менее высокоточного оружия, способного добить до острова.
В мае 2022 года украинская армия получила сразу несколько видов оружия, которое без проблем достает до Змеиного и стреляет достаточно часто и точно, чтобы превратить жизнь российских военных на острове в ад. Французские САУ CAESAR, польские установки Krab, немецкая самоходная артиллерия PzH 2000 — все эти системы имеют 52-калиберные длинноствольные пушки и могут забрасывать снаряды на 35−40 километров. Прибыли и американские РСЗО Himars, по информации российской стороны, огонь по острову вели даже американские гаубицы М777. Поучаствовала и экспериментальная украинская гаубица «Богдана».
А ответный огонь российским войскам вести особо нечем: ствольная артиллерия ВС РФ на такое расстояние не бьёт, системы залпового огня «Смерч» слишком неточны для успешной контрбатарейной борьбы. Вдобавок любую артиллерийскую установку на остров нужно ещё привезти по морю. В начале войны это считалось, скорее всего, делом абсолютно безопасным: об успехах противокорабельного оружия Украины ничего не было известно. Однако сначала 13 апреля украинские ракеты «Нептун» потопили крейсер «Москва», а затем стало известно, что Украине поставили американские ПКР Harpoon, и 17 июня они отправили на дно «Василий Бех».
После этого ситуация для российской стороны стала печальной: крошечный островок, бывший таким безопасным в феврале, в июне стал потенциальной братской могилой для всех военных и техники, что удастся на него привезти. И сделать с этим в обозримой перспективе ничего нельзя. При этом экспортная стоимость даже одного ЗРПК «Панцирь-С» составляет от 13 до 15 миллионов долларов США. И попытка удержать Змеиный оборачивается просто неприлично большими потенциальными потерями даже в финансовом плане.
Поэтому наиболее логичным решением в данной ситуации стала эвакуация гарнизона острова. Так выглядит российский «жест доброй воли».
Вывод: отход российских войск с территории острова Змеиный является вынужденным тактическим отступлением ввиду невозможности удерживать его в условиях технологического перевеса украинской артиллерии. Потери, в технике и людские, стали были фатальными для российского гарнизона острова. Поэтому, прикрывшись дипломатической причиной о “жесте доброй воли”, ВС РФ покинули остров.